Чудесная Поляна

По ту сторону сцены у актрисы Ирины ПОЛЯНСКОЙ есть зычное и закономерное прозвище — Поляна. Но согласитесь, само по себе это слово вызывает радужные, добрые, почти сказочные ассоциации: солнечный островок в летнем лесу, благоухающий цветами и травами; скрывающаяся в зелени земляника, легчайшие бабочки и кузнечики, трели лесных птах... Все здесь живет в гармонии и радости, беззаботно и мудро, со своими маленькими тайнами и мечтами. По-моему, к Ирине Полянской подходят такие же ясные, светлые ассоциации, как к поляне, полянке. Без грамма панибратства я позволю себе одолжить это волшебное слово, чтобы с его помощью рассказать об актрисе, которая 29 мая отмечает ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.

Полянка — маленькая, да удаленькая, и в большом шумящем лесу без нее никак. Актриса Полянская невелика ростом, но энергией обладает невероятной. И на сцене, и в жизни. Еще на первом курсе института обзавелась дитятей, но каким-то чудом все (хотя, конечно, не все) успевала и не потерялась, не выпала из процесса. Окончив ЛГИТМиК у Игоря Горбачева, как большинство, жаждала работы хорошей, интересной, разной. Таковая, как у большинства, нашлась не сразу. Полянская побывала и Пажом, и Пеппи, и всяко-разными барышнями преимущественно комического толка, пока в 1995 году не нашла свой театр-дом — Молодежный на Фонтанке, в котором живет-служит и по сей день. Ролей у актрисы тут не много, на звание примы она никогда не претендовала; важней, наверное, другое — ей в Молодежке по-человечески комфортно, уютно, тепло. Понимание, уважение, интерес, все — с приставкой «взаимо», плюс известная мера свободы, живое общение — вот то, без чего Полянская не представляет для себя театр. Таков для нее Молодежный, такие, простите за тавтологию, — «Такой театр» и «ФМД-театр», с которыми актриса активно сотрудничает. На круг выходит в каждом по три роли, но вопрос тут, ясное дело, не в количестве. Просто это ЕЁ роли.

Поляна — яркая: залита светом и радует глаз богатством красок. Ирина Полянская не то чтобы как-то выделяется (не ходит во всем красном, не красит волосы в пронзительный рыжий, например) и не то чтобы «электрический веник», как бывает. Но от ее изумительных глаз, от всей ее маленькой фигурки исходят волны такого обаяния, жизнелюбия, искренности, что не заметить, не восхититься — трудно. В каждом своем образе, будь он приближен к реальности или абсолютно выдуман, она — настоящая. Она играет с удовольствием, любит своих партнеров, любит зрителя, и это удовольствие, эта любовь делает ее звездой любого представления. Кроме того, Ирина Полянская элементарно по-женски красива, хотя где-то признавалась, что таковой себя не считает. Напрасно, это именно так. Большие глаза с длинными ресницами умеют быть лукавыми и наивными, смеющимися и глубоко серьезными. Улыбка всегда открыта и приветлива. Тут тот случай, когда и кажущиеся недостатки превращаются в достоинства, изюминки. В ее торопливой походке, низковатом голосе, слегка мальчишеских движениях — очарование, которого лишены многие «настоящие» красавицы. Поляна — веселая: полноцветие и бурлящая в ней жизнь вызывают улыбку. Не хватит газетных полос, чтобы описать все комичные создания Ирины Полянской, родившиеся в спектаклях, а пуще того — в капустниках. Любовью к этому жанру она отмечена давно, и он, определенно, отвечает взаимностью. Не знаю, «жива» ли еще та маленькая музыкантша с бантиками, которую изловили дворовые пацаны с тем только, чтобы послушать из ее уст горестную песню о девчонке и неудавшейся любви… Номер был из золотого капустного фонда: хулиганы крепились, но плакали от горя, зал рыдал от хохота, глядя на Полянскую, которая исполняла «заказ» на полном серьезе, с драматизмом и дрожью в голосе. Это больше, чем чувство юмора, вкуса, меры. Это какой-то особый дар — так от души и так тонко уметь смеяться над собой, над «священной коровой» — театром, каким-то образом передавая этим смехом еще что-то житейское, берущее за душу, личное. Лирическая клоунесса, сентиментальный эксцентрик, трогательный комик, чуднАя и чУдная. Когда Надя — Полянская в «Черствых именинах», всхлипывая, рассказывает о том, как ей нахамили в парикмахерской, а на голове у нее — причина расстройства — новомодная шляпа, больше похожая на огромный меховой блин, — не смеяться просто невозможно. Но в то же время так хочется обнять ее и успокоить!

Поляна — разная: в разный час, тем паче — время года, выглядит по-разному. Ирина Полянская — актриса ищущая, интересующаяся, смелая. В списке ее работ философская, «Звезда моя, Аделаида» Клима — Алексея Янковского соседствует с антрепризной, «Пижамой для шестерых» Семена Спивака. В Молодежном совсем недавно рядом с двумя бойкими жизнелюбивыми барышнями (Мария в «Двенадцатой ночи» Владимира Туманова и Кэт в «Ночи ошибок» Михаила Черняка) появилась Фелицата Антоновна Шаблова («Поздняя любовь» Владимира Туманова). Она — хозяйка дома и мать двух взрослых сыновей. Смешливую резвую Полянскую трудно узнать в размеренной ворчливой Шабловой, но эта возрастная роль ей, несомненно, удалась.

Поляна — мудрая: в сказках она не откроется недоброму, черствому душой прохожему, зато иному — покажет все свои богатства. Полянская — женщина умная, актриса опытная. Не боится нового, умеет признавать ошибки, любит учиться. Кто захочет получить от ее творчества минуты беспечного смеха — получит их, иные увидят в глазах актрисы знание и унесут с собой со спектакля нечто гораздо большее.

Мария Долматова,
«PRO-СЦЕНИУМ», №9-10 (89-90), май 2010 года


Hosted by uCoz